Памятка для инициативных групп пореализации
в Республике Башкортостанпроектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах(ППМИ)
1. Вводная информация
Инициативная группа – это команда единомышленников, которая помогает администрации муниципального образования готовить и выполнять проект на всех его стадиях – от момента подготовки документов на конкурс для получения субсидии из бюджета Республики Башкортостан до завершения строительных работ.
Задачи инициативной группыразнообразны и включают в себя:
Помощь администрации муниципального образования в подготовке конкурсной документации
Сбор денежных средств от населения и спонсоров для софинансирования проекта
Информирование населения о ходе реализации проекта на всех его стадиях
Мониторинг качества выполняемых работ
Участие в приемке работи обеспечение сохранности объекта
В процессе работы в инициативной группе Вам придется тесно общаться с разными группами людей: жителями населенного пункта, сотрудниками администрации муниципального образования, строителями. Важно, чтобы Вы четко представляли себе свои задачи, обязанности и возможности, хорошо понимали суть Проекта и умели рассказать о нем жителям Вашего населенного пункта или его части.
2. Краткая информация о ППМИ в Республике Башкортостан
Подробная информация о Проекте имеется у сотрудников администрации Вашего муниципального образования; вкратце она выглядит следующим образом.
ППМИ в Республике Башкортостанреализуется по решению Главы Республики и Правительства Республики Башкортостанпри участии Всемирного банка. ППМИ направлен на решение именно тех проблем, которые жители самостоятельно определяют на собраниях. РеспубликаБашкортостануже выполняла подобный проект в качестве пилотного проекта в районах Зауралья и получен очень хороший результат. Его реализация в семи районах Зауралья и других регионах России показала высокую эффективность используемых в Проекте подходов.
Цель Проекта– выявить и решить проблемы Вашегонаселенного пункта, на решение которых в муниципалитете не хватает средств. Эти проблемы могут быть связаны с водоснабжением, небольшими дорогами, небольшими мостами, домами культуры, освещением, благоустройством, детскими площадками и другими вопросами, относящимися к соответствующим полномочиям муниципального образования. На эти цели из бюджета Республики Башкортостан выделены субсидии (до 1,0 млн. рублей на проект), получить которые смогут муниципальные образования, выигравшие в конкурсе. Победить в конкурсе смогут те населенные пункты, которые наилучшим образом обеспечат два основных условия:
– Участие населения в подготовке и реализации Проекта.На стадии подготовки население должно принимать непосредственное участие в выборе программы для финансирования. Чем больше жителей будет участвовать в собрании по определению проблемы и выбору программы, тем больше шансов на победу у конкурсной заявки. На стадии реализации население помимо денежных средств может участвовать в проекте безвозмездным трудом, натуральным вкладом (стройматериалы, техника и т.д.). Кроме того, население должно принимать участие в мониторинге качества работ. Для обеспечения участия населения крайне важна информационно-разъяснительная работа – население должно понять, что большая часть проблем населенного пункта может быть решена только с его непосредственным участием и под его непосредственным контролем.
– Привлечение дополнительных денежных средств для софинансирования проекта. Софинансирование может быть обеспечено из трех источников: со стороны населения, юридических лиц (спонсоров) иместного бюджета. Софинансирование важно потому, что его наличиепоказывает реальную заинтересованность участников в реализации проекта и делает их ответственными за его результаты. Кроме того, софинансирование является обязательным условием для получения субсидии из вышестоящего бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.В рамках ППМИ установлены минимальные пороги софинансирования со стороны местного бюджета поселения и муниципального района– 5% и населения – 3%. Для городского округа – 15% и 5% соответственно. При этом уровень софинансирования может быть и выше - чем больше будет вклад, тем больше вероятность того, что Ваш населенный пунктстанет победителем конкурсного отбора и получит субсидию из бюджета Республики Башкортостан. По отношению к софинансированию со стороны юридических лиц минимального порога не установлено, но и в этом случае величина вклада увеличивает шансы на получение субсидии.
Кроме того, есть ряд дополнительных требований к качественной заявке (обеспечение эксплуатации и содержания объекта, экономический эффект программы, информационное сопровождение программы), которые также влияют на вероятность получения субсидии, но в несколько меньшей степени. Эти требования и соответствующие им коэффициенты приведены в критериях оценки конкурсной документации, которые имеются в администрации и/или у местных консультантов, а также представлены на сайте Министерства финансов Республики Башкортостан.
3. Состав, роль и задачи инициативной группы
Инициативная группа, как правило, состоит из 3-5 человек, однако требований к количеству участников не существует. В состав инициативной группы входят люди, непосредственно связанные с данным объектом (например, директор клуба – в случае, если программа связана с ремонтом клуба), лучше остальных понимающие суть решаемой проблемы, умеющие работать с населением, и, в идеале, обладающие минимальными техническими знаниями. Соответствующим образом распределяются и обязанности участников. У инициативной группы должен быть руководитель – человек, который будет выполнять координационную и представительскую роль. В состав инициативной группы могут входить представители администрации, но это не является обязательным условием.
Инициативная группа решает следующие задачи.
Сборсредств населения.Объем вклада определяется решением собрания населенного пункта, членов ТОСа, ТСЖ и отражается в протоколе собрания граждан. Важно учитывать, что фактический вклад может оказаться несколько ниже, поэтому решение собрания не определяет точной цифры, которая будет указана в заявке, а лишь дает необходимые ориентиры. Практика показывает, что обычно удается собрать около70-80% суммы, определенной решением собрания.Средства населения собираются в виде благотворительной помощи и зачисляются на единый расчетный счет администрации муниципального образования.
Важно – сбор средств начинается не после проведения собрания, а только после того как Вы узнали, что Ваш проект стал победителем конкурсного отбора. Это важно, потому что, если муниципальное образование не станет победителем, а средства будут собраны, возникнут технические сложности возврата средств со счета муниципального образования, а также общее недоверие населения к программе.
Вся работа по сбору денег от населения строится на принципах добровольности и строгой отчетности по денежным средствам. Сбор денежных средств следует вести по ведомости с указанием данных о вкладчике, суммы и его личной подписи. Важную роль для организации сбора населения играет разъяснительная работа. Жителидолжны понимать,зачем у них собирают деньги, и как именно они будут расходоваться.
Подготовка конкурсной документации.Инициативная группа может принимать участие в подготовке конкурсной заявки при определении объемов работ и их ориентировочной стоимости, разработке локальных смет, подготовке фотоматериалов о текущем состоянии объекта и др. Важно, чтобы заявка была реалистичной. Лучше заложить несколько меньший объем работ, но выполнить его с хорошим качеством.
Мониторинг хода выполнения работ.Успешность программы во многом зависит от того, насколько активно будет вовлечены члены инициативной группы и население в отслеживание своевременности и качества выполняемых работ. Очень хорошо, если к мониторингу удастся привлечь людей, имеющих опыт в строительстве профессиональный или житейский. Но если даже нет, ничего страшного. К примеру, каждый заинтересованный житель может замерить глубину траншеи при ремонте водопроводной сети, чтобы избежать промерзания или ширину дорожного покрытия. Для этого их нужно проинформировать о строительных нормах к подобным работам и попросить обеспечить контроль.
Информирование о ходе выполнения работ. Важно, чтобы ход выполнения программы получал максимальное информационное освещение, начиная с проведения собрания по отбору проекта, до ввода его в эксплуатацию. Для этого используются все возможные средства: местная печать и телевидение, стенды объявлений, расположенные около зданий администраций, сеть Интернет. Распространение информации о проекте по поддержке местных инициатив позволяет сделать все его процедуры открытыми и прозрачными, облегчает процедуру привлечения софинансирования со стороны населения и спонсоров, снимает возможные подозрения о злоупотреблениях. На этом этапе очень полезно привлекать старшеклассников, умеющих работать в сети Интернет, которые с большой ответственностью относятся к подобным поручениям. Обуспешной реализации Вашего проекта должны знать не только в Вашем поселении, районе, городе и даже Республике, но и в других регионах России.
Завершение работ. На этом этапе члены инициативной группы вместе с представителями администрации оценивают все проведенные в рамках муниципального контракта работы, участвуют в подписании акта сдачи объекта в эксплуатацию и при необходимости отмечают те недостатки, которые необходимо устранить.Так как обычно завершение работ и прием объекта в эксплуатацию осуществляется в торжественной обстановке, не забудьте поблагодарить (или попросить сделать это главу администрации муниципального образования) всех тех людей или организации, которые активно помогали Вам в процессе работы.
|